matholimp: (Default)
[personal profile] matholimp
Тут на днях одному известному галеристу написали в комментах, чего нельзя было делать в СССР. Подтверждаю: избежать вступления в пионеры не удавалось даже самым распоследним хулиганам. С комсомолом чуть либеральнее: у заядлых второгодников (а пока примерно с середины 1970-ых не началось повальное завышение оценок ради чистого очковтирательства, находились уникумы, тратившие на начальную школу до 10 лет и более) был шанс уйти из школы в ФЗУ, не пополнив ряды славной организации. Конечно, юношам ещё предстояла армия, в которой были свои приоритеты и нормативы.
Хотя в школе я ни разу за сорок четвертей так и не стал отличником, но второгодничество мне совершенно не угрожало. Более того, в учебе я проявлял усердие и прилежание до такой степени, что в 6 и 7 классах стал победителем математических олимпиад не только в школе и районе, но даже во всём Ленинграде. А так как меня угораздило родиться в семье двух членов тогда ещё ВКП(б) (и только в третьем классе я с удивлением обнаружил, что это отнюдь не общее свойство, а среди сорока моих одноклассников другим таким же был только Коля Патрушев - да-да, тот самый), то я старался быть образцовым пионером и вступить в ВЛКСМ одним из первых в классе.
Но именно тут меня ждал первый в жизни безжалостный облом: согласно Уставу, туда принимали только с 14 лет. Нет, уже потом они сами были готовы на любые исключения, но первый набор должен был строго проходить по всем без пунктам формальных требований. Ровно 45 лет назад в день рождения комсомола 1964 года первыми комсомольцами класса стали сидевшая со мной за одной партой смазливая Ниночка Васильева, Валера Грикуров (сын известного дирижёра, а ныне доцент физфака СПбГУ) и Саша Игнатенков, которого сразу же избрали комсоргом класса. Меня же "забраковали", в ответ на что я затаил на эту организацию смертельную обиду.
Чуть забегая вперёд, сразу же скажу, что 14-летия я достиг уже только по окончании 7-го класса, после чего сразу перешёл в другую школу по новому месту жительства. Однако уже в ближайшие месяцы райком спустил новую разнарядку, что побудило комсорга долго искать во мне подходящую жертву. Я же был твёрд, непреклонен и требовал объяснений: что изменилось? Не знаю, понимал ли меня Саша и сколь успешно проходили по комсомольской вертикали мои ответы ему. Однако полгода спустя третий секретарь Петроградского райкома ВЛКСМ Валентина Ивановна Матвиенко явно поспешила выписать билет на моё имя и пригласила на торжественную церемонию его вручения.
Скорее всего, это был первый в моей жизни тщательно обдуманный поступок: в назначенный час я не явился. Более того, по инерции я отказывался вступать в комсомол и в 8 и в 9 классах, хотя две другие школы, в которых я учился, ни в чём передо мной не "провинились". Да, в 10 классе сработал "здравый смысл": без комсомольского билета меня бы не только не включили в сборную СССР на Х ММО, но грозил пролёт мимо поступления в вуз.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting
Page generated Jan. 7th, 2026 07:47 pm
Powered by Dreamwidth Studios